ИГРОВАЯ ИНТУИЦИЯ КАК ОСНОВА
ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В БИЛЬЯРДЕ
Профессор кафедры физиологии РГУФК,
доктор педагогических наук А.К.Москатова
Старший преподаватель кафедры
Старший преподаватель кафедры
«Теории и методики индивидуально игровых видов спорта» М.Э.Воронцова
Среди быстро прогрессирующих новых видов индивидуальной игровой деятельности спортивный бильярд – теперь олимпийский дебютант - представляет экспериментальное поле для исследования возможностей совершенствования мастерства, игрового интеллекта, оценки роли интуитивной способности и других факторов специфической одаренности, определяющих класс игры.
Мастерство в спортивном бильярде подразумевает совершенный уровень самоовладения собственными физическими и психическими потенциями, включая глубинные уровни интуитивного опыта и специфической игровой одаренности.
Совершенствование спортивного мастерства – есть процесс последовательного раскрытия своих природных способностей, своих психических сил, постижение творческих возможностей многомерного сознания своей индивидуальности. Такое представление создает альтернативу практикуемому подходу к совершенствованию технико-тактического мастерства как механического «повторения пройденного», использования чужих тактик, субъективного тренерского опыта, апробированного на других спортсменах, - в целом – чужого образа игрового мышления. В этой практике вырабатываются и закрепляются те самые «условные рефлексы» и «динамические стереотипы», которые выхолащивают врожденные, творческие побуждения индивидуальной личности к проявлению своих неповторимых природных дарований человека. Умозрительные «образцы», «стандарты» и все способы «усреднённых моделей» в спорте плодят «ремесленников» как в среде тренеров, так и в среде спортсменов, тормозят развитие самосознания и достоинства личности спортсмена, вуалируют его уникальные возможности самосовершенствования.
Очевидно более прогрессивным подходом, как в интересах развития спортивного бильярда, так и в интересах развития личности спортсменов будет путь выявления творческих, деятельных натур, кому более созвучен призыв: «Когда достигнешь вершины мастерства – не останавливайся, иди дальше!» Ибо каждая «вершина» – лишь игра тщеславного человеческого воображения, да и кому известна истинная вершина мастерства, доступного человеку?
Анкетирование квалифицированных игроков и экспертная оценка тренеров по бильярду позволили выявить, что серьёзную конкуренцию технико-тактической подготовленности и специальной координационной способности, составляют такие индивидуальные метафизические качества как "интуиция”, "творческий подъём”, "вдохновение”, "предвидение или предчувствие победы или проигрыша”, и другие проявления подсознательных ощущений, интуитивной памяти, "внутреннего голоса”, которые трудно опосредовать обыденным сознанием.
Подавляющее большинство мастеров спорта, в том числе международного класса, единодушны в оценке ведущей роли собственной интуиции в успешных исходах соревнований по бильярду. Иногда, как отмечают спортсмены, в процессе игры некий "внутренний голос” буквально "подсказывает игроку, какое действие ему следует предпринять, хотя оно кажется логически противоречащим сложившейся игровой позиции”. Спортсмены констатируют, что в ряде соревновательных ситуаций игра в прямом смысле "идёт с самим собой”, где соперниками выступают "очевидная логика” и "неочевидная интуиция”. Триумф победы и горечь проигрыша питают интуитивное подсознание, которое в последующих действиях как бы проясняет четкое видение позиции, указывает точки прицеливания и подсознательная сила берёт под свой контроль сами манипуляции кием, обеспечивая выигрыш. Как бы помимо воли игрока, "кий сам делает выходы под тот или иной шар, а они, в свою очередь, сами падают в лузы”. Такова ситуация, "потока неизбежности”, доступ в который открыт интуиции, управляющей игроком (с большой буквы), что образно описано американским поэтом Фицжеральдом:
Бильярдный Шар не спрашивает, "да” иль "нет”,
Когда Игрок ударом посылает его в лузу.
Итак, мистическая сила интуиции советует, подсказывает, отвечает на вопросы, предупреждает, приказывает и действует.
Но что же это такое – интуиция? Где она рождается? Откуда она «приходит» к игроку? И можно ли ею как-то управлять? Можно ли "научить” этой интуиции? Такие вопросы будоражат тот самый "пытливый ум” спортсмена, который иногда воспламеняется неожиданным лучом интуитивного озарения, приносящего радость победы и желание удержать какими-то способами "птицу спортивного счастья”.
В словаре С.И. Ожегова (1988) [№] есть определение интуиции.
Интуиция:
1. Чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь
2. В философии: непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения.
Таким образом, интуиция на всех уровнях или состояниях– есть атрибут сознания души, её проницательности, самоведения, самопонимания. У спортсмена в этом зеркале отражается индивидуальный опыт и врожденные особенности психики, доминирующие тенденции к логическим, интуитивным или смешанным игровым стратегиям. Следовательно, как метафизическое качество, интуиция выходит за пределы воздействия «механистических» способов обучения и требует от индивидуума активизации самопознания. Чем глубже проникновение личности в существо своей души, тем более естественными чертами его жизни и игровой деятельности становятся вдохновение, интуиция, проницательное видение, откровение, то есть признаки самоовладения, доверия к себе как Мастеру.
Интуитивная способность, как и другие индивидуальные потенции, может иметь различную меру проявленности и подразумевает возможность её совершенствования и осознанного использования. Неопытный игрок использует интуицию неосознанно, от случая к случаю. Спортсмен, претендующий на достижение истинного мастерства в искусстве игры в бильярд, становится интуитивным «первопроходцем» и «первооткрывателем» собственных чистых возможностей и способностей.
Мастер-Игрок вырабатывает индивидуальный стиль интуитивного восприятия, определяет приоритетные источники интуитивной информации, накапливает «словарный запас» своего интуитивного языка. Интуитивная способность безмолвно требует бесконечного упражнения – таков путь самопознания и самосовершенствования.
«Игровая интуиция» в бильярде – саморазвёртывающаяся способность, результат непредубеждённого, беспристрастного следования собственной сущностной природе, исключающая принятие «готовых рецептов», «игровой догматики». Любые формы внешних внушений закладывают в индивидуальное подсознание «матрицы» чужого видения, чужого языка, чужого понимания, чужого способа действия, всегда ограниченных субъективным восприятием ситуаций через призму чьего-то личного опыта. Их накопления дополняются различными «блуждающими мыслеформами», незаметно текущими из среды участников игры и «заинтересованных» наблюдателей. Насыщенные скрытым смыслом «ментальных вибраций» самих субъектов, они могут «засорять» психику, вносить искажения в подсознание и негативно влиять на спортивный результат.
Поскольку спортсмен не имеет готовой энциклопедии правильных решений в вероятных игровых ситуациях в бильярде и его невозможно раз и навсегда обучить мыслимым стратегиям и тактикам, то единственным «спасителем» выступает «игровая мудрость» - «интуитивное умение» действовать по обстоятельствам, интуитивно прозревая существо игровой позиции. Интуитивная «проницательность» позволяет мгновенно и безошибочно овладевать временем и пространством игры, не прибегая к размышлению над законами Ньютона, управляющими взаимодействием тел.
Таким образом, мастерство спортсмена – непрерывно развивающаяся возможность самосовершенствования, которая подобно виртуозности музыканта-исполнителя, не имеет внутренних ограничений. Ограничения – есть следствие конкуренции рационального сознания – стража установленного законопорядка и удовлетворения привычных потребностей, которые чаще всего вступают в противоречия с « творческой дисциплиной личного достижения». Выбор путей и целей самореализации в спорте – остаётся за индивидуальным сознанием. В бильярде спортсмен должен быть самим собой, играть, вглядываясь в свою интуицию и верить в себя.
Среди быстро прогрессирующих новых видов индивидуальной игровой деятельности спортивный бильярд – теперь олимпийский дебютант - представляет экспериментальное поле для исследования возможностей совершенствования мастерства, игрового интеллекта, оценки роли интуитивной способности и других факторов специфической одаренности, определяющих класс игры.
Мастерство в спортивном бильярде подразумевает совершенный уровень самоовладения собственными физическими и психическими потенциями, включая глубинные уровни интуитивного опыта и специфической игровой одаренности.
Совершенствование спортивного мастерства – есть процесс последовательного раскрытия своих природных способностей, своих психических сил, постижение творческих возможностей многомерного сознания своей индивидуальности. Такое представление создает альтернативу практикуемому подходу к совершенствованию технико-тактического мастерства как механического «повторения пройденного», использования чужих тактик, субъективного тренерского опыта, апробированного на других спортсменах, - в целом – чужого образа игрового мышления. В этой практике вырабатываются и закрепляются те самые «условные рефлексы» и «динамические стереотипы», которые выхолащивают врожденные, творческие побуждения индивидуальной личности к проявлению своих неповторимых природных дарований человека. Умозрительные «образцы», «стандарты» и все способы «усреднённых моделей» в спорте плодят «ремесленников» как в среде тренеров, так и в среде спортсменов, тормозят развитие самосознания и достоинства личности спортсмена, вуалируют его уникальные возможности самосовершенствования.
Очевидно более прогрессивным подходом, как в интересах развития спортивного бильярда, так и в интересах развития личности спортсменов будет путь выявления творческих, деятельных натур, кому более созвучен призыв: «Когда достигнешь вершины мастерства – не останавливайся, иди дальше!» Ибо каждая «вершина» – лишь игра тщеславного человеческого воображения, да и кому известна истинная вершина мастерства, доступного человеку?
Анкетирование квалифицированных игроков и экспертная оценка тренеров по бильярду позволили выявить, что серьёзную конкуренцию технико-тактической подготовленности и специальной координационной способности, составляют такие индивидуальные метафизические качества как "интуиция”, "творческий подъём”, "вдохновение”, "предвидение или предчувствие победы или проигрыша”, и другие проявления подсознательных ощущений, интуитивной памяти, "внутреннего голоса”, которые трудно опосредовать обыденным сознанием.
Подавляющее большинство мастеров спорта, в том числе международного класса, единодушны в оценке ведущей роли собственной интуиции в успешных исходах соревнований по бильярду. Иногда, как отмечают спортсмены, в процессе игры некий "внутренний голос” буквально "подсказывает игроку, какое действие ему следует предпринять, хотя оно кажется логически противоречащим сложившейся игровой позиции”. Спортсмены констатируют, что в ряде соревновательных ситуаций игра в прямом смысле "идёт с самим собой”, где соперниками выступают "очевидная логика” и "неочевидная интуиция”. Триумф победы и горечь проигрыша питают интуитивное подсознание, которое в последующих действиях как бы проясняет четкое видение позиции, указывает точки прицеливания и подсознательная сила берёт под свой контроль сами манипуляции кием, обеспечивая выигрыш. Как бы помимо воли игрока, "кий сам делает выходы под тот или иной шар, а они, в свою очередь, сами падают в лузы”. Такова ситуация, "потока неизбежности”, доступ в который открыт интуиции, управляющей игроком (с большой буквы), что образно описано американским поэтом Фицжеральдом:
Бильярдный Шар не спрашивает, "да” иль "нет”,
Когда Игрок ударом посылает его в лузу.
Итак, мистическая сила интуиции советует, подсказывает, отвечает на вопросы, предупреждает, приказывает и действует.
Но что же это такое – интуиция? Где она рождается? Откуда она «приходит» к игроку? И можно ли ею как-то управлять? Можно ли "научить” этой интуиции? Такие вопросы будоражат тот самый "пытливый ум” спортсмена, который иногда воспламеняется неожиданным лучом интуитивного озарения, приносящего радость победы и желание удержать какими-то способами "птицу спортивного счастья”.
В словаре С.И. Ожегова (1988) [№] есть определение интуиции.
Интуиция:
1. Чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь
2. В философии: непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения.
Таким образом, интуиция на всех уровнях или состояниях– есть атрибут сознания души, её проницательности, самоведения, самопонимания. У спортсмена в этом зеркале отражается индивидуальный опыт и врожденные особенности психики, доминирующие тенденции к логическим, интуитивным или смешанным игровым стратегиям. Следовательно, как метафизическое качество, интуиция выходит за пределы воздействия «механистических» способов обучения и требует от индивидуума активизации самопознания. Чем глубже проникновение личности в существо своей души, тем более естественными чертами его жизни и игровой деятельности становятся вдохновение, интуиция, проницательное видение, откровение, то есть признаки самоовладения, доверия к себе как Мастеру.
Интуитивная способность, как и другие индивидуальные потенции, может иметь различную меру проявленности и подразумевает возможность её совершенствования и осознанного использования. Неопытный игрок использует интуицию неосознанно, от случая к случаю. Спортсмен, претендующий на достижение истинного мастерства в искусстве игры в бильярд, становится интуитивным «первопроходцем» и «первооткрывателем» собственных чистых возможностей и способностей.
Мастер-Игрок вырабатывает индивидуальный стиль интуитивного восприятия, определяет приоритетные источники интуитивной информации, накапливает «словарный запас» своего интуитивного языка. Интуитивная способность безмолвно требует бесконечного упражнения – таков путь самопознания и самосовершенствования.
«Игровая интуиция» в бильярде – саморазвёртывающаяся способность, результат непредубеждённого, беспристрастного следования собственной сущностной природе, исключающая принятие «готовых рецептов», «игровой догматики». Любые формы внешних внушений закладывают в индивидуальное подсознание «матрицы» чужого видения, чужого языка, чужого понимания, чужого способа действия, всегда ограниченных субъективным восприятием ситуаций через призму чьего-то личного опыта. Их накопления дополняются различными «блуждающими мыслеформами», незаметно текущими из среды участников игры и «заинтересованных» наблюдателей. Насыщенные скрытым смыслом «ментальных вибраций» самих субъектов, они могут «засорять» психику, вносить искажения в подсознание и негативно влиять на спортивный результат.
Поскольку спортсмен не имеет готовой энциклопедии правильных решений в вероятных игровых ситуациях в бильярде и его невозможно раз и навсегда обучить мыслимым стратегиям и тактикам, то единственным «спасителем» выступает «игровая мудрость» - «интуитивное умение» действовать по обстоятельствам, интуитивно прозревая существо игровой позиции. Интуитивная «проницательность» позволяет мгновенно и безошибочно овладевать временем и пространством игры, не прибегая к размышлению над законами Ньютона, управляющими взаимодействием тел.
Таким образом, мастерство спортсмена – непрерывно развивающаяся возможность самосовершенствования, которая подобно виртуозности музыканта-исполнителя, не имеет внутренних ограничений. Ограничения – есть следствие конкуренции рационального сознания – стража установленного законопорядка и удовлетворения привычных потребностей, которые чаще всего вступают в противоречия с « творческой дисциплиной личного достижения». Выбор путей и целей самореализации в спорте – остаётся за индивидуальным сознанием. В бильярде спортсмен должен быть самим собой, играть, вглядываясь в свою интуицию и верить в себя.