Пятница, 19.01.2018, 16:37Приветствую Вас Гость | RSS
Школа бильярда М.Э.Воронцовой 8.926.358-28-22 уроки
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

КООРДИНАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ


РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра индивидуально-игровых видов спорта

Выпускная квалификационная работа на тему: 
«КООРДИНАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ И МЕЖПОЛУШАРНАЯ СЕНСОМОТОРНАЯ 
АСИММЕТРИЯ МОЗГА У СПОРТСМЕНОВ-БИЛЬЯРДИСТОВ»

Исполнитель: студентка  4 курса 2 группы 
дневного отделения
факультета игровых видов спорта
     Воронцова М.Э.

Научный руководитель: профессор д.п.н.,Москатова А.К.
зав. кафедрой Т и МИИВС Барчукова Г.В.
 
Москва - 2002 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                 3

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР              5
     1.1 КООРДИНАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ 5
     1.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТРЕНИРОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-БИЛЬЯРДИСТОВ 13
     1.3 АССИМЕТРИЯ СЕНСО-МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ МОЗГА 16
     1.4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СПОРТСМЕНОВ-БИЛЬЯРДИСТОВ 20
     1.5 ОСОБЕННОСТИ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ В БИЛЬЯРДЕ 22
     1.6 РОЛЬ ИНТУИЦИИ В БИЛЬЯРДЕ         24

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ    30
2.2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ                    30
2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ      32

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
3.1 МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПСИХОМОТОРИКИ БИЛЬЯРДИСТА 33
3.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ                33

ВЫВОДЫ                                                                        38
 
ВВЕДЕНИЕ
     Бильярд – игра древнего происхождения. Она получила права гражданства на Западе и широко привилась во всех кругах общества. Первое упоминание об этой появилось во Франции в XVI веке.
     Появление бильярда в России относится к правлению Петра-I. С прогрессом педагогике бильярдная игра заняла почетное место среди подвижных игр, на которые в последнее время обращено серьезное внимание и благотворное влияние, которых на рациональное развитие молодого организма не подлежит уже сомнению.
     Сегодня бильярд в нашей стране получил второе рождение, которое последовало после периода, если не прямого запрета, то официального игнорирования и равнодушного отношения со стороны государственной власти к судьбе этого вида спорта. Сейчас бильярд наконец-то вновь стал полноправным видом спорта и уже принят в Олимпийскую семью. Открываются бильярдные клубы, школы, проводятся Российские и международные соревнования. Все больше становится поклонников и любителей бильярда.
     Но на сегодняшний день есть проблемы: это отсутствие тренеров-профессионалов, способных на хорошем методическом и педагогическом уровне готовить высоко классных спортсменов, а также практически полное отсутствие учебно-методической литературы.
     Актуальность. Теория и методика игры в бильярд, пока не располагает научными данными об индивидуальных оптимальных антропологических психо-физиологических характеристиках спортсменов-бильярдистов и их влиянии на проявление специфической координации в бильярде.
     Цель работы. Оценить особенности латерализации сенсорных, моторных функций у спортсменов-бильярдистов и её влияние на проявление специфической координации в бильярде.
Объект   исследования.  Координационная способность  квалифицированных спортсменов-бильярдистов.
     Гипотеза исследования. Можно предположить, что игровая деятельность в бильярде связана с факторной структурой координационной способностью, индивидуальными типологическими особенностями ЦНС, межполушарной асимметрией, координационной способностью, выражающей индивидуальную психо и нейродинамическую конституцию, которая генетически детерминирована.
     Научная новизна. Впервые исследованы факторы координационной способности относящиеся к межполушарной сенсомоторной асимметрии мозга спортсменов-бильярдистов студентов кафедры ИИВС Российской Государственной Академии физической культуры (РГАФК).
     Практическая значимость. Представленный комплекс тестов рекомендуется для коррекции индивидуального подхода технико-тактической подготовки спортсменов-бильярдистов, формирования индивидуального стиля игры.
     Положения, выносимые на защиту:
     1. Индивидуальный игровой стиль спортсменов-бильярдистов обусловлен различиями межполушарной асимметрии сенсомоторной функции мозга.
     2. Спортсменам-бильярдистам с разным типом доминирования сенсо-моторных функций необходимы индивидуальные программы технико-тактической подготовки.
 
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Координационная способность
     Координационная способность – является основополагающим качеством спортсмена-бильярдиста. Во время игры требуется: быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать сложные двигательные задачи.
     Спортсмен-бильярдист должен точно соизмерять и регулировать пространственные временные и динамические параметры движений, поддерживать статическое и динамическое равновесие, обладать способностью выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности, но при локально-концентрированных и точно дозированных усилиях.
В структура координационных способностей выделяют:
     1. Способность к овладению новыми движениями;
     2. Умение дифференцировать и управлять различными характеристиками движений;
     3. Способность к импровизации и комбинациям в процессе двигательной деятельности.
     Умение дифференцировать и управлять различными характеристиками движений проявляется в варьировании динамическими, временными, пространственными и пространственно-временными характеристиками движений, обеспечении плавности движений, поддержании равновесия. Эти способности в равной степени важны для успешной соревновательной деятельности в различных видах спорта, независимо от сложности и многообразия характерной для них двигательной деятельности.
     Способность к импровизации и комбинациям в процессе двигательной деятельности - важнейший фактор, определяющий результативность в спортивных играх и единоборствах.
Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из арсенала освоенных навыков, их оптимальном увязывании между собой, сознательном и условно-рефлекторном корригировании движений. Поэтому естественно, что координационные способности зависят от двигательной подготовленности спортсмена, количества и сложности освоенных им навыков. Информация, получаемая от анализаторов, позволяет спортсмену точно воспринимать мельчайшие детали движений, обеспечивает их анализ и необходимую коррекцию. Рассмотрим модель организации управления сложнокоординированными движениями (Рис.1)
     Особое внимание на координационные способности спортсмена оказывают специализированные восприятия - чувство пространства, чувство развиваемых усилий, чувства темпа, ритма, времени, чувства, которыми во многом определяется умение спортсмена управлять своими движениями.
     Бильярд, как вид спорта требует тонкости и точности. Поэтому спортсмен-бильярдист должен обладать экстраординарной мышечной координацией.
Координационная способность – это способность к управлению собственным телом, отдельными звеньями двигательного аппарата посредством регуляции параметров мышечного напряжения в условиях лимитированного времени и пространства является многомерным качеством психомоторики человека. Она зависит от множества факторов генетической и негенетической природы, которые определяют становление и развитие индивидуальных нейро- и психофизиологических признаков, составляющих в совокупности координационный потенциал моторики.
 
Рисунок 1. Модель организации и программирования взаимодействий центральных и периферических механизмов координации движений.

 
     К этим признакам относят: 
     •  соотношение индивидуально-типологических свойств нервных процессов в деятельности сенсорных и моторных функциональных образований;
     •  точность восприятия временных и пространственных параметров движения;
     •  объем и пороги восприятия;
     •  объем сенсорной и моторной памяти;
     •  скорость и причастность фиксации следов в процессе обучения;
     •  скорость обработки и передачи информации во взаимодействующих корково-подкорковых центрах управления движениями;
     •  степень функциональной межполушарной симметрии или асимметрии сенсомоторных функций;
     •  точность экстраполяции последствий двигательных действий;
     •  качество моторного интеллекта в решении двигательных задач и творческую способность мозга в импровизации движений ("искусство импровизации движений в связи с мыслеобразами").
     Нейродинамические характеристики механизмов координации в основном детерминированы генотипом и имеют ограниченную изменчивость в процессе тренировки. Адаптация функциональных характеристик этого уровня управления движениями не выходит за пределы вариативности индивидуально-типологических свойств ЦНС.
     Психодинамические характеристики механизмов двигательной координации объединяют признаки нейрофизиологического уровня и признаки, относящиеся к высшим формам психической деятельности:
     • восприятие;
     •  внимание;
     •  обучаемость;
     •  память;
     •  распознавание;
     •  предвидение.
     В совокупности они обеспечивают согласованное восприятие метрики и координат пространства и положения собственного тела, динамическую ориентацию тела и конечностей в пространстве и времени, формирование мыслеобраза действия и плана его реализации в соответствии с конкретной целью.
     К этой группе признаков можно отнести характеристики моторного интеллекта как интегральной способности быстро воспринимать, осмысливать и оперировать идеомоторными двигательными мыслеобразами, на основе которых строятся программы управления движениями, направленными на достижение конкретной цели.
     Психодинамические характеристики высших функций мозга более подвержены развивающему воздействию факторов среды, воспитания, обучения, тренировки, которые стимулируют образование ассоциативных внутри и межполушарных взаимодействий и усложнение условно-рефлекторных связей и реакций, благодаря которым совершенствуется координационная способность.
     Таким образом, высокий уровень координации у спортсмена-бильярдиста может быть достигнут благодаря различным соотношениям унаследованных свойств физиологической конституции и высокоразвитых психофизиологических качеств, которые поддерживаются специальной тренировкой.
     Для оптимизации управления развитием координационной способности, особенно у юных спортсменов-бильярдистов, необходимо принимать во внимание следующие закономерности ее наследуемости и изменчивости.
 
     1. Межиндивидуальные различия координационной способности возрастают по мере усложнения функционального комплекса значимых для нее признаков и механизмов управления движениями, т.е. чем сложнее пространственно-временная структура тестируемого движения, тем больше индивидуальных различий в качестве его выполнения. Следовательно, координационный потенциал индивидуума в целях спортивного отбора целесообразно оценивать при выполнении неординарных упражнений, тогда как в более простых формах движений индивидуальные генозависимые различия менее выражены.
     2. Изменчивость или тренируемость координационной способности в онтогенезе обусловлена как генетически программируемым развитием дифференцированных и взаимосвязанных признаков и механизмов управления движениями, так и влиянием обучения и приобретаемого двигательного опыта, режима двигательной активности мотивированного родителями или собственным темпераментом, а также ранней координационной тренировки.
     3. Наследственно обусловленные предпосылки к развитию координационной способности могут быть доведены до индивидуального предела совершенства, если обучение и тренировка адекватны нейро- и психофизиологическим свойствам конституции индивидуума, степени зрелости психомоторики, гармоничности биологического созревания.
     4. Становление фенотипа координации связано с закономерностями развития естественной межполушарной функциональной асимметрии мозга, которая проявляется у детей к 6-7 годам. Начиная с этого возраста можно выявлять индивидуальные особенности развивающейся психомоторики, латера-лизацию полушарий в различных видах координированных действий, доминирующие руку, глаз, толчковую ногу и направленно совершенствовать уже проявленные фенотипические признаки, не допуская вмешательства и грубой коррекции наследственно обусловленных асимметрий мозга, детерминированных локализацией речевого центра, опосредующего сознательное обучение.
     5. Координационный потенциал мальчиков и девочек различается по отдельным параметрам в связи с половым диморфизмом соматической конституции, моторики и двигательных качеств. Реализация этого потенциала в онтогенезе психомоторики также подвержена генетической и средовой регуляции и непосредственно связана с неодинаковыми темпами биологического созревания нервно-мышечного аппарата и центральных структур управления моторикой у мальчиков и девочек.
     6. Восприимчивость к специальной тренировке морфофункциональных комплексов в системе координации движений периодически повышается. Сенситивными, т.е. наиболее эффективными для тренировки, периодами онтогенеза психомоторики по отдельным ее компонентам являются: для регуляции временных параметров движений - 6-8 лет; для совершенствования точности моторных реакций - от 7-8 до 11-12 лет; для дифференцировки мышечных усилий - после 8-9 лет; для упрочения латерализации сенсомоторных механизмов управления - до 9-10 лет; для механизмов программирования движений - от 11-12 до 13-14 лет; для регуляции сложных реакций на движущийся объект-8-11 лети 15-17 лет.
     Ориентируясь на благоприятные периоды для тренировки координации, необходимо помнить о возможных индивидуальных вариациях в темпах биологического созревания и опережающего либо замедленного развития психомоторных функций.
 
1.2 Совершенствование координационных способностей в тренировке спортсменов-бильярдистов
     Основной особенностью упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, является их сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач. Определяя средства, повышения координационных способностей, следует помнить, что их совершенствование связано с накоплением большого количества различных двигательных навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия.
     В тренировке спортсменов-бильярдистов, как правило, не проводятся отдельные занятия, развивающие координационные способности. Комплексы упражнений, способствующие их совершенствованию, должны планироваться практически ежедневно и органически вписываться в программы тренировочных занятий, утреннюю зарядку. Однако не следует забывать, что объем работы, выполняемой в отдельном занятии, в значительной мере определяет эффект тренировочных программ: как излишне большое, так и слишком малое количество специализированных видов движений приводит к снижению тренировочного эффекта (рис 2).
Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий - чувства пространства, времени, темпа, развиваемых усилий, так как именно с этими способностями тесно связано умение спортсмена эффективно управлять своими движениями.
 
Рисунок 2
 
     Специализированные восприятия совершенствуются в процессе выполнения разнообразных тренировочных упражнений. При этом внимание должно быть обращено на постоянный контроль динамических и пространственно-временных параметров как отдельных действий, так и упражнений в целом, сопоставление истинных результатов двигательных действий с заданными величинами и на этой основе коррекцию основных параметров двигательных действий.

1.3 Ассиметрия сенсо-моторных функций мозга
     Координационная способность зависит от степени симметрии или асимметрии сенсомоторных функций.
     Частичное доминирование правого или левого полушария мозга в управлении двигательными программами устанавливается к 10-ему возрасту.
     Неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела обозначается как моторная асимметрия. Неравнозначность восприятия объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела, обозначается как сенсорная асимметрия. Наконец, специализация полушарий мозга в осуществлении различных форм психической деятельности обозначается как психическая асимметрия и является главной асимметрией человека. Обеспечиваемые разными половинами мозга, психические процессы организуются в пространстве и времени не сходно. Правое мозговое полушарие сопряжено с чувствительной сферой, а левое сопряжено с двигательной сферой.
     Левое полушарие специализируется на вербально символических функциях, а правое – на пространственно синтетических. Приведем таблицу межполушарных различий при зрительном восприятии стимулов (табл. №1).
     Из анализа таблицы следует существование 5 основных дихотомий полушарного доминирования у человека:
     •  вербальное – невербальное
     •  время – пространство
     •  анализ – синтез
     •  последовательное восприятие – одновременное восприятие
     •  абстрактное восприятие – конкретное восприятие.
 
Таблица 1. Различия между полушариями при зрительном восприятии (по Л.И. Леушина и др. 1982)

     Установлено, что правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступающую информацию, что несомненно физиологически важно. Зрительно-пространственный анализ стимулов в правом полушарии передается в левое (в моторный "центр" речи), где происходит окончательный высший, семантический анализ и осознание раздражения.
     Так человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. Правополушарный человек тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, он склонен к созерцательности и воспоминаниям.
     Левое полушарие мозга – специализированно в работе психомоторных функций. Оно отвечает за логические операции, обработку и анализ информации, накопление моторного опыта, программирование действий, контроль временных параметров движения. В целом, его работа связана с оперативно-рассудочной деятельностью. Установлено, что доминирование функций левого полушария у бильярдистов выражается в преобладании логических конструкциях в таких важных аспектах, как построение стратегического плана, принятие тактических и технических решений, оценка позиций, просчет игровых вариантов.
     Правое полушарие мозга – контролирует психосенсорные по отношению к пространству двигательной деятельности. Здесь обработка информации происходит, основываясь на игровом опыте, впечатлениях образной памяти, интуитивных ощущениях игровых ситуаций, их эмоциональной оценки (позитив, негатив). Так же с функциями правого полушария связаны энергии, проявляющиеся в творчестве и вдохновение. В бильярде – это проявляется как мотивация: желание играть, стремится обыграть соперника. Важную роль играет – зрительное представление траектории движения шаров в процессе прицеливания и подготовки к удару.
 
1.4 Совершенствование специализированных умений и навыков спортсменов-бильярдистов
     Самые высокие результаты в спорте достигают спортсмены не только мыслящие, но и чувствующие, т. е. обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей.
     Спортсмены-бильярдисты высшей квалификации отличаются хорошо развитыми способностями к восприятию специализированной деятельности, проявляющимися в таких показателях, как чувство дистанции, времени, момента, ритма, темпа, чувство противника, чувство кия.
     Специализированные умения, основанные на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных антиципации, лежат в основе деятельности спортсменов-бильярдистов.
     Совершенствование специфического восприятия и качеств происходит в результате синтеза и последующей интеграции множества восприятий и ощущений и возникающих на этой основе эффектов перцептивной антиципации.
     Успешное развитие специализированных умений и качеств требует развития следующих способностей:
     •  дифференцировать и антиципировать пространственно-временные компоненты соревновательных ситуаций;
     •  адекватно определять направления, амплитуду, скоростные характеристики, глубину и ритм своих действий.
     Все это осуществляется в процессе отработки обусловленных действий, действий с выбором, переключением; в упражнениях, ставящих задачи варьирования быстротой, ритмом, амплитудой, действий, временными параметрами.
     Специфические умения и качества, о которых идет речь, даже у высококвалифицированных спортсменов развиты неодинаково. У каждого спортсмена есть свои сильные и слабые стороны подготовленности, причем первые могут компенсировать наличие вторых. Отметим наиболее типичные варианты компенсаций:
     •  недостатки тактического мышления компенсируются быстротой двигательных реакций, устойчивостью и распределением внимания, чувством времени, дистанции, момента и др.;
     •  недостатки распределения внимания компенсируются быстротой восприятия и мыслительных операций, точностью мышечно-двигательных дифференциации и др.;
     •  недостатки переключения внимания компенсируются быстротой двигательных реакций, способностью точно прогнозировать изменение ситуации, чувство времени и др.;
     •  недостаточная точность двигательных дифференциации компенсируется вниманием, быстротой двигательных реакций, чувством времени и др.
     В психической подготовке должны оптимально сочетаться задачи совершенствования специализированных умений и выделения индивидуальных особенностей спортсменов-бильярдистов с целью наиболее полного воплощения их способностей, психических и физических качеств в соревновательной деятельности.
 
1.5 Особенности идеомоторной тренировки в бильярде
     Одним из важнейших разделов психической подготовки является совершенствование кинестетических и зрительных восприятий параметров двигательных действий и внешней среды, сопровождающих процесс тренировки и соревнований. Спортсмены-бильярдисты высокой квалификации обладают исключительными способностями к точной оценке кинематических и динамических характеристик движений, их ритмической структуры. Эти способности во многом определяют не только эффективность участия в соревнованиях, но и самым непосредственным образом влияют на длительность и качество технико-тактического и функционального совершенствования.
     Совершенствованию специализированных восприятий способствует применение идеомоторной тренировки, которая позволяет спортсмену-бильярдисту путем мысленного воспроизведения зрительных и мышечно-двигательных представлений лучше усвоить рациональные технико-тактические варианты выполнения движений, оптимальный режим работы мышечного аппарата.
     Практическая реализация идеомоторной тренировки требует соблюдения методических приемов, которые постоянно должны находиться в поле зрения тренера и спортсмена.
     Во-первых, мысленное произведение -движений должно проводиться в точном соответствии техники действий.
     Во-вторых, необходимо концентрировать внимание на выполнении конкретных элементов действий. При этом спортсмены-бильярдисты невысокой квалификации при создании образов движений в процессе идеомоторной тренировки должны чаще обращать внимание на более общие параметры - основные положения и траектории, темп движений и др. С ростом квалификации и увеличением точности зрительных и мышечно-двигательных восприятий идеомоторная тренировка в большей мере должна направляться на совершенствование восприятий более тонких компонентов технико-тактических действий, ритма движении, координации деятельности различных мышечных групп и т. д.
     Важной стороной психической подготовки, роль которой с ростом спортивного мастерства возрастает, является психическая регуляция межмышечной координации, выражающаяся в формировании режима работы как мышц, обеспечивающих выполнение основных движений, так и их антагонистов. Умение синхронизировать напряжение работающих мышц, максимально расслаблять, мышцы-антагонисты - важный показатель спортивного мастерства, обеспечивающий эффективное выполнение рабочих движений и повышающий экономичность работы. Даже не все спортсмены-бильярдисты высокого класса- в должной мере владеют умением оптимально координировать активность мышц. Стремление показать наивысший результат часто приводит к чрезмерному напряжению мышц лица, шеи, мышц-антагонистов, что снижает скоростно-силовые проявления, выносливость, спортивные результаты.
     Способность спортсмена-бильярдиста сконцентрировать внимание на максимальной активности отдельных мышечных групп, при максимальном расслаблении других требует постоянной целенаправленной идеомоторной тренировки. Для решения этой задачи наиболее эффективно обучение спортсмена-бильярдиста возможно более полному произвольному расслаблению мышц, а затем совершенствование способности к концентрации напряжений мышечных групп, обеспечивающих эффективное выполнение движения.

Поиск
Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031