БИЛЬЯРД
правила игры - снукер
Описание игры
Цель игры:
Набрать большее количество очков за фрейм (партия).
Выиграть игру (оговоренное количество фреймов).
Все игроки используют один и тот же белый шар – биток и 21 прицельный шар:
15 Красных стоимостью по 1 очку и 6 цветных (Жёлтый стоимостью в 2 очка, Зелёный – 3, Коричневый – 4, Синий – 5, Розовый – 6 и Чёрный – 7).
Игроки делают удары поочередным сыгрыванием красных и цветных шаров, пока на столе не останется ни одного красного, а затем цветных по возрастанию их стоимости.
Очки, за результативные удары, прибавляются к счёту бьющего.
Штрафные очки за фолы прибавляются к счету противника.
Используемая в течение фрейма тактика заключается в том, чтобы оставить биток позади неочередных шаров таким образом, чтобы получился снукер для следующего игрока.
Если игрок (или сторона) проигрывает больше очков, чем осталось на столе, постановка снукеров в надежде получить очки от фолов становится наиболее важной.
Победителем фрейма (партии) признается игрок (сторона):
· набравший больше очков или;
· которому фрейм (партию) уступили или;
· если соперник сделал три преднамеренных фола, или;
· за неспортивное поведение и затяжную игру.
Победителем матча (матч состоит из нескольких игр) признается игрок (или сторона), выигравший большинство игр (игра состоит из нескольких фреймов) или набравший самое большое количество очков, если учитывается итоговая сумма очков.
Расстановка шаров
В начале каждого фрейма (партии) биток играется с руки из сектора «D», а прицельные шары устанавливаются следующим образом:
Красные – в форме плотного равностороннего треугольника, головной шар как можно ближе к розовому, не касаясь его, основание параллельно дальнему борту и ближе к нему;
Жёлтый – на правый угол сектора «D»;
Зелёный – на левый угол сектора «D»;
Коричневый – на середину линии балки;
Синий – на центральную точку;
Розовый – на точку перед пирамидой красных шаров, расстояние перед головным красным и розовым 1-5 мм;
Чёрный – на особую точку между пирамидой и дальним бортом (324 мм от дальнего борта).
Шары:
чёрный, розовый, синий и коричневый должны располагаться на одной линии.
После того как фрейм начался, находящийся в игре шар может быть очищен (на соревнованиях, только судьей) по обоснованной просьбе бьющего.
Позиция шара, если он не на точке, должна быть отмечена специальным устройством для поднятия шара для чистки, а это устройство расцениваться как этот шар до тех пор, пока шар не очистят и не вернут обратно.
Если любой не бьющий коснётся устройства или сдвинет его, то он должен быть оштрафован, как будто он был бьющим, но без изменения очередности игры.
Ход игры
Фрейм начинается, когда произведен удар по битку. Удар наносится, только, наклейкой кия.
Первое касание битка должно быть с красным шаром.
Если фрейм начался, а во время расстановки шаров была допущена ошибка, то игра продолжается.
Шары имеют следующую стоимость:
Красный – 1 очко;
Жёлтый – 2 очка;
Зелёный – 3 очка;
Коричневый – 4 очка;
Синий – 5 очков;
Розовый – 6 очков;
Чёрный – 7 очков.
Надо забивать поочередно шары: красный – цветной – красный – цветной и т.д.
Если возможности забить нет, то битком обязательно попадать в той же последовательности.
Любой цветной, попавший в лузу или выбитый со стола, должен быть выставлен до выполнения следующего удара.
Красные шары НЕ выставляются.
Когда забиты все красные шары начинаются финальные сыгрывания.
Когда цветной выставляется, он не должен касаться другого шара.
Если точка занята другим шаром (шар не может быть помещён на неё без касания другого шара), то цветной выставляется на свободную точку шара наивысшей стоимости.
Если есть больше одного цветного, которые надо выставить, а их собственные точки заняты, то шар большей стоимости должен иметь приоритет в порядке выставления.
Если все точки заняты, то цветной должен быть помещен как можно ближе к собственной точке, между этой точкой и самой близкой частью дальнего борта.
Финальные сыгрывания – это забитее цветных шаров по порядку их стоимости, от меньшей (2 очка – жёлтый шар) к большей (7 очков – чёрный шар).
Шары забитые во время финального сыгрывания НЕ выставляются.
Игра с руки
Если биток упал в лузу, то биток выставляется в сектор D и соперник играет любом напраавлении.
Штрафы
За все фолы налагается штраф в размере четырех очков, за исключением:
1. В размере стоимости очередного шара за (т.е. если удар по розовому – 6 очков):
- нанесение удара по битку больше одного раза;
- нанесение удара по битку, когда обе ноги оторваны от пола;
- игру вне очереди;
- игру ненадлежащим образом с руки, включая начальный удар;
- промах битком по всем прицельным шарам;
- забитие битка в лузу;
- снукер свободным шаром;
- перескок;
- игру ненормативным кием;
2. В размере стоимости очередного шара или затронутого, если он дороже, за:
- нанесение удара, когда не все шары прекратили движение;
- нанесение удара до завершения выставления судьей цветного;
- забитие неочередного шара в лузу;
- попадание битком первым касанием по неочередному шару;
- пропих;
- касание игрового шара, кроме как битка наклейкой кия при выполнении удара;
- выбивание шара со стола.
3. В размере стоимости очередного шара или большей из двух шаров в случае одновременного попадания в них битком, за исключением, когда это два красных или свободный и очередной шары.
4. В размере семи очков, если бьющий:
- использует для любой цели находящийся вне стола шар;
- использует любой предмет для измерения промежутков или расстояний;
- играет красный после сыгрывания красного или свободного шара в последовательных ударах;
- использует любой отличный от белого шар в качестве битка для выполнения любого удара сразу после начала фрейма;
- ошибается в объявлении заказываемого шара, когда это требует сделать судья;
- после сыгрывания красного или заказанного красным свободного шара совершает фол перед заказом цветного.
Снукер
Биток находится в снукере (замаскирован), если невозможно выполнении прямого удара по каждому очередному шару, путь полностью или частично прегражден неочередным шаром или шарами.
1. При игре с руки биток находится в снукере, если он замаскирован вышеописанным образом со всех возможных позиций внутри сектора «D» или на его линии.
2. Снукер битка более чем одним неочередным шаром, то
ближайший к битку шар считается эффективно маскирующим шаром, а в случае равноудаленных от битка шаров все такие шары будут считаться эффективно маскирующими шарами.
3. Если очередным шаром является красный и на столе есть красные, замаскированные разными неочередными шарами, то нет эффективно маскирующего шара.
4. Бьющий находится в снукере, когда биток – в снукере, как описано выше.
5. Биток не может быть замаскирован бортом.
Если изогнутая губа лузы преграждает путь битку, причём сильнее любого из маскирующих неочередных шаров, то биток в снукере не находится.
Снукер после фола
Если после фола биток попал в снукер, судья должен объявить «Свободный шар»
Свободный шар – это шар, который бьющий заказывает как очередной шар, когда биток оказывается в снукере после фола
1. Если следующий игрок в свою очередь решает выполнять удар сам, то
он может заказать любой шар как очередной и заказанный шар должен рассматриваться как очередной шар, приобретая его стоимость и статус, за исключением того, что в случае его сыгрывания должен быть выставлен.
2. Будет объявлен фол, если биток
не попадет сначала по заказанному шару или по нему одновременно с очередным шаром или будет эффективно замаскирован заказанным свободным шаром кроме случая, когда на столе остались только розовый и черный шары.
3. Если свободный шар сыгран, то его выставляют и засчитывают стоимость очередного шара.
4. Если очередной шар сыгран после того, как биток ударил сначала заказанный шар или заказанный одновременно с очередным шаром, то очередной шар засчитывается и остается вне стола.
5. Если сыграны и заказанный шар и очередной шары, то засчитывается только очередной шар; но если очередным шаром был красный, то засчитывается стоимость каждого сыгранного шара.
Свободный шар затем выставляется, а очередной шар остается вне стола.
6. Если требуют у нарушителя играть дальше, то объявление свободного шара аннулируется.
Продолжение игра после фола
Игрок может потребовать у противника после фола играть дальше, и такой запрос не может быть отозван.
После требования играть дальше нарушитель имеет право: изменить свои намерения относительно того,какой удар он будет выполнять и по какому очередному шару будет пытаться попасть;
Снукер – это королевский вид бильярда, интригующий и благородный.
Научится хорошо играть в снукер очень не просто, но оно того стоит.
Попробуйте и Вам обязательно понравится.
Дополнительная информация
Официальные и полные правила на русском языке вы можете прочитать на сайте: www.mosbilliard.ru
(раздел спорт, подраздел правила)
За более полной информацией о правилах, а также о судействе и проведении турниров, обращайтесь во Всемирную Ассоциацию профессионального бильярда и снукера (на английском языке) по адресу: