Суббота, 21.12.2024, 14:55Приветствую Вас Гость | RSS
Школа бильярда М.Э.Воронцовой 8.926.358-28-22 уроки
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

САМОРЕГУЛЯЦИЯ


МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ 
ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ-БИЛЬЯРДИСТОВ 

     Бильярдный спорт предъявляет чрезвычайно высокие требования к психологической стабильности игрока, т.к. в этом виде спорта психические нагрузки особенно влияют на успешность соревновательной деятельности.
     Соревнования – это всегда стресс.
     Стрессовые состояния в спортивном соревновании не возникают из ничего. Они зарождаются на стадии подготовки. Хочу сразу отметить, что весь предсоревновательный процесс связан не только в совершенствовании своего технического мастерства, а в каждодневной физической и психической подготовки. Режим дня, правильное и особое питание до и во время соревнований, умение восстанавливаться после многочасовых турниров и готовить себя к следующим испытаниям и т.д. И это ещё не весь список того, что спортсмен-бильярдист должен знать и уметь, выходя на соревнования, чтобы быть в лучшей своей спортивной форме. 

     Так что же делать спортсмену, как правильно и рационально готовить себя к соревнованиям?
     На этот вопрос есть ответ и не один. Сегодня мы рассмотрим необходимость психологической подготовки, а именно саморегуляции спортсмена-бильярдиста.
     Уровень физической подготовленности и психических качеств может оказывать как решающее, так и второстепенное, положительное или отрицательное влияние на ход соревнований, способствовать победам или явиться причиной поражений.
     В процессе психической подготовки необходимо воспитывать и совершенствовать морально-волевые качества и специальные психические функции спортсмена, уметь управлять его психическим состоянием в период тренировочной и соревновательной деятельности.
     Важной стороной психической подготовленности спортсмена является его способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и во время соревнований. Повышенное эмоциональное возбуждение в предстартовой обстановке является положительным фактором, если не переходит оптимальных для данного спортсмена границ. Оптимальное возбуждение проявляется в уверенности спортсмена в своих силах, позитивной установке на соревновательную борьбу, повышенном внимании, высокой степени регуляции движений. Как только уровень эмоционального возбуждения превышает эти границы, то наступает перевозбуждение, которое приводит к неуверенности, тревожности, снижению внимания, дискоординации двигательной и вегетативных функций и, как следствие, к снижению эффективности соревновательной деятельности. 

     Успешная тренировочно-соревновательная деятельность в бильярдной игре предполагает наличие у спортсменов постоянного стремления к совершенствованию мастерства, поиску неожиданных решений возникающих задач, настойчивости, решительности, смелости, сообразительности, эмоциональной устойчивости, быстрого переключения и устойчивости внимания, быстроты и точности сложных двигательных реакций, а также оперативной мыслительной деятельности, обеспечивающей анализ ситуации, выбор и реализацию оптимального решения из ряда альтернатив.
     Вообще специальная психическая подготовленность тесно связана с интеллектуальными проявлениями спортсмена: умением концентрировать внимание на эффективном решении задач в процессе тренировки и соревнований, эффективном восприятии знаний, логическому, последовательному и нестандартному мышлению, особенно в сложных ситуациях.
     Низкая эмоциональная стабильность отрицательно сказывается на достижении высоких соревновательных результатов. Таких игроков характеризует резкое падение психической и физической работоспособности в стрессовых условиях. У них относительно быстрее и уже при стрессах сравнительно небольшой интенсивности появляются симптомы невроза. В этот момент мешает сосредоточиться тревожное ожидание, заметна повышенная взволнованность, озабоченность, суетливость в движениях. Контакт с ними затруднителен: ответы невпопад, болезненное реагирование на шутки, обиды из-за пустяков, невнимательность. Все эти проявления характерны для соревнований высокого ранга, встреч с заведомо сильными или с ранее неизвестными соперниками. Постоянное напряжение истощает его нервную систему. В этот период может проявиться реакция невротического пресыщения, возникшая при слишком интенсивных играх и тренировках. В таких случаях необходимо снижение тренировочных нагрузок и психотерапия для восстановления формы. 

     И всё же главная роль в преодолении неблагоприятных психологических состояний отводится самому спортсмену. Ему следует изучать свой организм и освоить способы защиты от стресса или, как часто называют их, методы психологической саморегуляции.
     В спортивной практике широко применяются разнообразные дополнительные средства, способные интенсифицировать процессы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, повысить общую и специальную работоспособность при выполнении тренировочной работы, обеспечить более полную мобилизацию функциональных резервов и более эффективную адаптацию организма спортсмена.
Одним из средств восстановления и стимуляции работоспособности, используемые в спортивной тренировке являются психологические методы и средства (аутагенная и психорегулирующая тренировка, внушенный сон-отдых, самовнушение, медитация и др.), получившие в последние годы широкое распространение. С помощью психологических воздействий удаётся снизить нервно-психическую напряжённость, состояние психической угнетённости, быстрее восстановить затраченную нервную энергию, сформировать чёткую установку на эффективное выполнение тренировочных и соревновательных программ.
     Система аутагенной тренировки разработана в 1932 году немецким невропатологом И.Г.Шульцем. В основу положены системы саморегуляции Древнего Востока, основанные на приёмах самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Этот метод направлен на овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, покоя, расслабления и на этом фоне нормализации / активизации протекания основных психофизиологических функций. 

     В традиционном понимании главный элемент аутагенной тренировки – формирование способности вызывать желаемые органические и психические эффекты с помощью вербальных тренировок (формул самовнушения) и оперировать ими в соответствии с заранее заданной целью (расслабление, засыпание, активизация, снятие негативных эмоциональных переживаний и пр.). Необходимым условием этого явления является концентрация внимания на сфере собственных ощущений и переживаний, самонаблюдение за протеканием внутренних процессов и представление желаемого изменения.
     Например: это могут быть - шесть предложений-самоприказов, которые мысленно многократно проговариваются спортсменом. После соответствующего обучения спортсмен помогает себе сам, без посторонней помощи. Характерно, что многие спортсмены, даже незнакомые с трудами психологов, интуитивно приходят к необходимости саморегуляции. Результат: у спортсмена организуется «внутренняя речь», он отдаёт самому себе приказы, обязательные для исполнения.

     А, пока вам домашнее задание.
Ответьте сами себе на три вопроса:

1.
А) Перечислите «сбивающие» факторы (создающие для Вас стресс во время игры).
Б) Готовите ли Вы себя к преодолению стресса?

2. 
А) Какие Ваши психо-физические качества, черты Вашего характера, личности или привычки мешают Вам играть более результативно?
Б) Какие Ваши качества помогают достигать успеха?

3. Какие условия и обстоятельства могут повлиять на Вашу игру?

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031