КООРДИНАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ 2
1.6 Роль интуиции в бильярде Среди быстро прогрессирующих новых видов индивидуальной игровой деятельности спортивный бильярд представляет собой экспериментальное поле для исследования возможностей совершенствования мастерства, игрового интеллекта, оценки роли интуиции и других факторов специфической одаренности, определяющих результативную игру. Мастерство в сфере спорта, как и в любой отрасли профессиональной деятельности подразумевает совершенный уровень овладения собственными физическими и психическими потенциями. Включая глубинные уровни интуитивного опыта и специфической одаренности. Систематическое ограничение процессов мышления посредством навязывания механических стереотипов, научных догматов, вырабатывает и закрепляет те самые «условные рефлексы», которые выхолащивают внутренние, духовно-творческие побуждения души проявить свои неповторимые индивидуальные таланты, унаследованные её духовной природой. Активизация исследовательской, творческой деятельности, индивидуального сознания, изначально настроенного на преодоление ограничений, навязанных рассудком и телесными инстинктами, составляет существо проблемы раскрытия личностью своих природных дарований. Она может решаться на основе принципов универсальной антропологии, которые раскрывают сущностную, духовно-материальную природу человека и, возможности овладения своими уникальными способностями. Но что же это такое – интуиция? Где она рождается? Откуда она «приходит» к игроку? И можно ли ею как-то управлять? И можно ли «научить» этой интуиции? Такие вопросы будоражат тот самый «пытливый ум» спортсмена, Который иногда воспламеняется неожиданный лучом интуитивного озарения, приносящего радость победы и желание удержать каким то способами «птицу спортивного счастья».
В словаре С.И. Ожегова (1988) [№] есть определение интуиции. Интуиция : 1. Чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь 2. В философии: непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения.
И мы знаем, что правое полушарие головного мозга отвечает за творческие процессы, а интуиция – это творчество. В своём духовном наследовании каждый человек наделяется следующими функциональными состояниями сознания деятельного ума, которые идентифицируются с его индивидуальным психо-генезисом. 1. СОЗНАТЕЛЬНЫЙ УМ – отражает обычное состояние бодрствующего сознания, который осуществляет инстинктивное управление сенсорными и моторными функциями, рефлексируя в сфере желаний, чувств, эгоцентрированных эмоций, рассудка, разумных, планируемых действий, выражая конкретные формы мышления в виде мысле-идей, мысле-волн, направленностью и динамической силой. 2. ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ УМ – «хранилище» светокопий, «следов» восприятий, впечатлений, событий индивидуальной жизни предшествующих и настоящего воплощения, сбывшихся и не сбывшихся желаний, поступков, намерений – «калейдоскоп» всего индивидуального опыта, чувственных самовосприятий, независимо от направленности, произвольности или непроизвольности восприятия и памяти; это сфера «чувственной интуиции». 3. ПОД-ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ УМ – «ум подсознательных наклонностей» – накопитель подсознательных впечатлений, намеренных мыле- форм (замыслов), привычных реакций или переживаний разного времени, которые могут смешиваться и создавать новые подсознательные образования с совершенно отличными частотами вибраций. Это конгломераты комбинируются в подсознании как «наклонности» –глубоко укоренившиеся, фоновые тенденции (доминирующие вибрации), которые способны создавать мотивирующие импульсы и «матрицы», образы воззрений, побуждая внешний ум, рассудок реагировать на ситуации или воспринимать информацию определенным образом, со настроенным с положительными или отрицательными вибрациями содержимого подсознания. Они являются причинами устойчивых «привычек», «наклонностей», «предпочтений», «доминирующих мотиваций», окрашивающих поступки и действия индивидуума в соответствующие тона вне контроля его сознания. 4. СВЕРХ-СОЗНАТЕЛЬНЫЙ УМ – «всезнающий разум души», выходящий за пределы «земного» сознания и его состояния бодрствования, сновидений или глубокого сна; составляет сферу высочайших переживаний, неописуемого блаженства, непередаваемого света и безмолвия, которая доступна тем исключительным душам, которые во множестве своих воплощений заслужили достижение «космического», «всеобъемлющего», «не двойственного» Чистого Сознания, не разделяющего духовное и материальное, «я» и «не я». В индивидуальном проявлении сверхсознание питает «духовную интуицию» и тончайшие, благие склонности – сострадания, сорадости, бескорыстной любви, самоотречения, добродетели и другие явления вдохновляющего идеального сознания. 5. ПОД-СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНЫЙ УМ – идентифицируется как «интеллектуальная интуиция», выражающаяся в проявлениях ясности ума, способности к проникновению в истинные причины, принципы и универсальные законы, определяющие сущность вещей, явлений и самой личности. Такое «яснопонимание» есть признак причастности к истинному познанию и умению использовать эту «надмирную» мудрость в благодающих действиях в интересах Жизни. Постижение «метафизической» реальности обусловлено действием Сверхсознательного ума при условии сонастроенности с ним сферы сознания и подсознания и готовности индивидуального ума или «субъективного сознания» подчиняться высочайшим вибрациям Чистого Сознания. Некоторые индивидуумы обладают врожденными наклонностями к достижению «интеллектуальной интуиции». Они наблюдают за работой мысли и подсознания, развивают свою проницательность, осознанно дисциплинируют свой разум, обращая его непосредственно к Источнику Высшего Знания. Им помогает действие Закона Мышления: «Кем человек себя представляет, тем он и становится», «как вы думаете, так вы и получаете», «мы таковы, каковы наши мысли». Таким образом, интуиция на всех уровнях или состояниях - есть атрибут сознания души. Следовательно, как метафизическое качество, оно выходит за пределы «механических» способов обучения и требует от индивидуума активизации самопознания. Каждый спортсмен, претендующий на достижение истинного мастерства в искусстве игры в биллиард, становится интуитивным «первопроходцем» и «первооткрывателем» собственных чистых способностей и возможностей, которые как «первоматерия» скрыты в «ядре» его души. Подобно тому, как семя несет в своем зародыше всю программу индивидуальных свойств и качеств будущего растения, так и душа человека – «искра жизни», «семенной атом» – хранилище его психофизических и духовных потенций. «Игровая интуиция» в биллиарде – саморазвертывающаяся способность, результат непредубежденного, беспристрастного следования собственной сущностной природе, исключающая принятие «готовых рецептов», «игровой догматики». Любые формы внешних «внушений» закладывают в индивидуальное подсознание «матрицы» чужого видения, чужого понимания, чужого способа действия, всегда ограниченных субъективным восприятием ситуаций собственного опыта. Их накопления, на ряду с различными «блуждающими мыслеформами» из окружающей среды игроков, насыщенные скрытыми «ментальными вибрациями» самих субъектов, могут «засорять» психику, порождать искажения подсознания и негативно влиять на спортивный результат. Таким образом, мастерство спортсмена – непрерывно развивающаяся возможность самосовершенствования, которая подобно виртуозности музыканта исполнителя, не имеет внутренних ограничений. Ограничения – есть следствие конкуренции рационального сознания – стража «удовлетворения телесных потребностей», которые чаще всего вступают в противоречия с «дисциплиной личного достижения». Выбор путей и целей самореализации в спорте – остается за индивидуальным сознанием. ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Цель и задачи исследования Цель работы. Оценить координационный потенциал спортсменов по характерной особенности латерализации сенсорных, моторных функций у спортсменов-бильярдистов и её влияние на проявление специфической координации в бильярде. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой теме. 2. Определить типы доминирования полушарий головного мозга у спортсменов-бильярдистов по показателям сенсо-моторных предпочтений. 3. Найти адекватные критерии и методы оценки определения специфики игры спортсменов-бильярдистов с разными типами доминирования.
2.2 Методы исследования 1. Анализ и систематизация данных научно-методической литературы. 2. Анкетирование и экспертная оценка. 3. Психо-физиологическое тестирование сенсо-моторной асимметрии мозга. 4. Педагогический эксперимент. 5. Традиционные методы математической статистики. Анализ научно-методической литературы был проведен для обоснования и детализации задач настоящего исследования, выявление существующих научных представлений о координационной способности человека, факторах определяющих уровень развития специальной координации, применительно тренировки. Рассматривались существующие средства, методы тренировки индивидуальной игровой деятельности направленное на совершенствование специализированных умений и координационной способности спортсменов-бильярдистов. Анкетирование и экспертная оценка проводились у квалифицированных спортсменов, тренеров и судей с целью определения влияния интуиции спортивно-соревновательной деятельности в бильярде. [см. Приложение «Анкета»]. Методы оценки межполушарной асимметрии. Были использованы объективные методы определения моторных и сенсорных асимметрий, апробированных в нейро-психологической диагностике и в клинике локальных повреждений мозга. [Условия тестирования подробно описаны в книге Брагиной Н.Н. «Функциональное асимметрии человека»]. Педагогический эксперимент проводился с целью проверки рабочей гипотезы нашего исследования: на протяжении подготовительного периода проводились педагогические наблюдения за эффективностью технико-тактических действий игроков с установленными различиями индивидуального типа доминирования. Была проведена оценка результатов выполнения игроками конкретных технико-тактических задач, а также велся хронометраж их выполнения.
Методы математической статистики применялись для стандартного анализа полученных результатов тестирования.
2.3 Организация исследований. В исследовании приняло участие 35 человек, из них с 15 проведено тестирование и с 20 проведено анкетирование. 5 человек приняло участие во всестороннем тестировании. Участниками тестирования были студенты кафедры бильярда (мужчины), 17-24 лет, 2 разряда-МС, и квалифицированные игроки бильярдных федераций. Исследования проводилось в 3 этапа: I этап (февраль 2001 г.) Изучалась литература по проблеме исследования и проводились мероприятия по подготовке экспериментального исследования: постановка цели и задач исследования, гипотезы, изучение методов и методик исследования, поиск базы и испытуемых. II этап (март 2001 г.) Проходило всестороннее тестирование испытуемых. Апробацию тестов прошло 10 испытуемых и поиск 5 испытуемых для индивидуального тестирования. III этап (апрель 2001 г.) Велась работа по обработке анкет и анализу данных квалифицированных бильярдистов. Оформлялась научная работа. ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1 Модель координационного потенциала психомоторики бильярдиста. Рассмотрим модель координационного потенциала психомоторики бильярдиста (Рис 3).
3.2 Результаты тестирования В тестировании определения координационной способности приняли участие студенты РГАВК кафедры бильярда. Итоговые результаты тестирования в таблице №2.
Приведем пример двух наиболее ярко выраженных полярных типа асимметрии функции мозга и координационной способности. 1. Левша. Объективные показатели тестирования выявили, что доминирование правого полушария составило 80%, и только левого 20%. Асимметрия полушарий в теппинг-тесте, проявляется в более высокой подвижности нервных процессов в правом полушарии, и более высоким темпом движений левой руки. Следовательно, этот испытуемый может быть отнесен к уравновешенному подвижному типу НС. Этот тип НС предрасположен к четкому ритму, быстрому включению, устойчивой координации, стабильной технике спортивных движений. Его координация в игре отличается образным формированием, а также образной памятью и сенсорной интуицией.
2. Правша. Объективные показатели тестирования выявили, что 60% доминирует левое полушарие, а в40% правое. Асимметрия полушарий в Теппинг-тесте, проявляются в более высокой подвижности нервных процессов в левом полушарии мозга и более высоким темпом движений правой руки. Следовательно, этот испытуемый может быть отнесен к уравновешенному инертному типу НС, отличающийся более высокой пространственной точностью и согласованностью движений при относительно замедленных реакциях. В игре его координация отличается большим расчетом логических операций и двигательной памяти.
Таким образом, координационная способность – является исключительно разнообразно выраженной способностью ЦНС управлять и согласовывать деятельность не только отдельных звеньев сенсорного и моторного аппарата, но так же регулировать множество параметров движения. Таких как: • пространственно-временные характеристики; • ритмовая структура движения; • гармоничность; • уравновешенность; • плавность движений; • перераспределение мышечного тонуса; • согласование точности и скорости движений Очевидно, высший уровень проявления координационных возможностей – это способность к импровизации компонентов движения и двигательных действий.
Анкетирование квалифицированных игроков и экспертная оценка тренеров по биллиарду обращают внимание на то, что серьезную конкуренцию технико-тактической подготовленности и специальной координированной способности, составляют такие индивидуальные метафизические качества как «интуиция», «творческий подъем», «вдохновение», «предвидение или предчувствие победы или проигрыша», и другие проявления подсознательных ощущений, интуитивной памяти, «внутреннего голоса», которые трудно опосредовать обыденным сознанием. Подавляющее большинство мастеров спорта, в том числе международного класса, единодушны в оценке ведущей роли собственной интуиции в успешных исходах соревнований по биллиарду. ВЫВОДЫ 1. Исходя из результатов тестирования, были выявлены индивиды с разными типами доминирования, соответственно, и разного игрового стиля. 2. Поскольку бильярд – индивидуально игровой вид спорта, то требуется индивидуальный подход к каждому спортсмену. А значит, и тренировки должны проводиться с учетом индивидуальных особенностей спортсмена для достижения более высоких спортивных показателей. 3. Представленные тесты могут быть использованы при отборе игроков и планировании тренировки, что чрезвычайно важно для индивидуализации обучения начинающих спортсменов-бильярдистов.
Исполнитель выпускной квалификационной работы студентка 4 курса 2 группы д/о Воронцова М.Э.
Научный руководитель профессор д.п.н. Москатова А.К.
Заведующий кафедрой веории и методики вндивидуально-игровых видов спорта Барчукова Г. В.
Приложение
|